Главные выводы: по количественным параметрам образования Россия все еще впереди, но по его качеству (особенно высшего) – сильно уступает развитым странам мира. Это, частично, объясняется его хроническим недофинансированием.
Ежегодный доклад «Обзор образование: индикаторы ОЭСР» является авторитетным источником достоверной и актуальной информации о состоянии образования в мире. Он предоставляет данные о структуре, финансировании, результатах образовательных систем 34 стран-членов ОЭСР и также некоторых стран, входящих в «Большую двадцатку» (G20) и стран-партнеров.
Россия по-прежнему занимает первое место по доле населения с третичным 1 образованием, но это не отражается на уровне читательской грамотности населения2.
(1. К третичному образованию в России, согласно Международной стандартной классификации образования, относится среднее профессиональное и высшее образование.
2. Здесь и далее под читательской грамотностью понимается умение понимать, оценивать, использовать и взаимодействовать с письменными текстами, чтобы участвовать в жизни общества, достигать своих целей и развивать свои знания и потенциал).
В 2012 году Россия оставалась страной с наибольшей долей взрослого населения (в возрасте 25-64 года) с третичным образованием среди всех стран ОЭСР и стран-партнеров, по которым имеются данные: 53% против 32% в среднем по странам ОЭСР и 27% в среднем по странам «Большой двадцатки». Более того, 94% россиян имеют образование не ниже полного среднего, что существенно выше среднего показателя для стран ОЭСР (75%). Если сравнивать со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), то по этому показателю Россия более чем в два раза опережает Бразилию и более чем в четыре раза — Китай.
Но при том, что большая доля населения имеет высшее образование, Россия является единственной страной среди тех, по которым имеются данные, в которой средний уровень грамотности взрослых с третичным образованием ниже 280 баллов по международному обследованию исследованию грамотности взрослых3, проведенному ОЭСР. (3. Обследование грамотности взрослого населения — проект, осуществленный в рамках Международной программы ОЭСР по оценке компетенций взрослого населения (Programme for the International Assessment of Adult Competencies — PIAAC).
Кроме того, в России зафиксирована наименьшая разница средних баллов взрослых с третичным образованием и тех, кто не имеет полного среднего образования — всего 30 пунктов. По всем странам, участвовавшим в обследовании, эта разница составляет в среднем 60 баллов. Это косвенное свидетельство того, что высшее образование в России, в среднем, меньше влияет на рост интеллектуально-образовательного уровня выпускников, чем это имеет место на Западе.
Риск безработицы значительно варьируется в зависимости от уровня образования.
В подавляющем большинстве стран ОЭСР и странах-партнерах, включая Российскую Федерацию, коэффициенты безработицы находятся в обратной зависимости от уровня образования. Однако в России различия в коэффициенте безработицы для групп с разным образованием проявляются особенно ярко. Действительно, уровень безработицы среди населения с образованием не выше основного общего (12.2%) более чем в четыре раза выше, чем среди людей с третичным образованием (2.8%). Но несмотря на это различие, уровень безработицы в России ниже, чем в среднем в странах ОЭСР по каждому уровню образования. В добавок, по сравнению с 2011 годом уровень безработицы среди населения в возрасте 25-34 года в России, в отличие от большинства стран ОЭСР, снизился по всем уровням образования.
Уровень бюджетного финансирования образования в России по-прежнему относительно низок.
Величина бюджетных расходов на образование в России и по отношению к ВВП и по отношению к госрасходам в целом, отстает от средних показателей стран ОЭСР. Расходы на образование в целом составляют в Российской Федерации 3.9% ВВП и 10.9% от общей суммы бюджетных расходов. В среднем по странам ОЭСР эти показатели составляют, соответственно, 5.6% и 12.9%.
Суммарные расходы на образование из государственных и негосударственных источников в России значительно выросли с 2000 по 2011 год — с 2.9% до 4.6%. Однако они по-прежнему ниже, чем в среднем по рассматриваемым странам (6.1%), и превышают показатели только трех сран из всех стран ОЭСР и стран-партнеров, по которым имеются данные.
Другие ключевые результаты сравнительного анализа
• Средняя наполняемость классов в начальном и основном общем образовании в России относительно низкая: в целом — 12 учеников в негосударственных школах и 18 в государственных, что существенно меньше, чем в среднем в странах ОЭСР — 21 ученик. В общем среднем образовании средняя наполняемость класса в России составляет 11 учеников в негосударственных школах и 18 в государственных против 22 и 24 учеников соответственно в странах ОЭСР. При этом, количество часов в год, которые российский учитель проводит в классе, относительно невелико, особенно в начальной школе (561 час). Это — наименьшая значение среди всех стран ОЭСР и стран Большой двадцатки и на 221 час меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (782 часа).
• В отличие от большинства стран, учащиеся по программам третичного образования почти поровну распределены между профессиональными и академическими программами. В 27 из 31 стран ОЭСР, по которым имеются данные, доля студентов, обучающихся на академических программах по крайней мере на 5 процентных пунктов выше, чем обучающихся на профессиональных программах.
• Несмотря на то, что охват образованием 4-летних детей в России ниже, чем в странах ОЭСР (77% против 84%), расходы на дошкольное образование выше, чем в среднем в странах ОЭСР (0.8% ВВП против 0.6% ВВП). Обязательное образование начинается в России с 7 лет, то есть позднее, чем в большинстве стран ОЭСР и стран-партнеров.
Данная публикация осуществлена под руководством Генерального секретаря ОЭСР. Приведенные мнения и аргументы не обязательно отражают официальную точку зрения стран-членов ОЭСР |